А сейчас на улице -25 и самое время немного погреться, пусть и виртуально.
В прошлом году я писала историю с африканским колоритом и для вдохновения посмотрела фильмы, где действие происходило был в Африке, и почитала несколько книг. Меня интересовала именно атмосфера, а не достоверное воспроизведение африканских реалий. Чтобы получилось, как в стихах Гумилева: ярко, красиво и экзотично.
Ниже краткий обзор прочитанных мною книг и просмотренных фильмов.
Дж. Конрад, повесть «Сердце тьмы»
читать дальшеТот редкий пример, когда автору удается нагнать жуть, без крови и кишок. Даже без мистики. Простая и, в общем-то, скучная история о путешествии по реке вглубь Африки берет своей атмосферой. Липкая, тягучая жуть. Такая же горячая, как африканский воздух. Духота и безнадега. Автор с одной стороны обличает колониальную политику, но показывает скорее не влияние европейцев на Африку, а наоборот. Рисует яркими мазками то, как этот дикий, загадочный континент изменил просвещенного европейца, подняв со дна души всю первобытную тьму. Не зря история называется «Сердце Тьмы», само это словосочетание уже звучит тревожно. У Конрада очень сочный язык, много ярких описаний, я даже записала себе парочку. Хотя, возможно, тут стоит поблагодарить и переводчика.
Рекомендую почитать ради интереса, но предупреждаю, что лучше запастись шоколадками – атмосфера действительно очень депрессивная.
Любопытная деталь: эта повесть легла в основу известного фильма «Апокалипсис сегодня». Коппола, конечно, сильно изменил сюжет, но атмосферу давящей жути передал идеально.
И атмосферная песня из фильма
Download The Doors The End for free from pleer.com
К. Бликсен «Из Африки»
читать дальшеБиография. Баронесса Бликсен описывает свою жизнь на ферме в Южной Африке, людей, с которыми ей довелось там познакомиться, необычную природу. Чудесный язык и тонкие психологические портреты. Видно, что автор действительно любит Африку. Нет, не так, пожалуй, она даже не любит ее, а сжилась с ней, стала частью этой страны. Роман исключительно описательный – никакого активного действия нет. Но я советую прочитать его как интересный пример взаимодействия белого человека с иной культурой. И ради шикарного персонажа Каманте.
Л. Буссенар «Похитители бриллиантов»
читать дальшеБуссенар один из классиков традиционного приключенческого жанра (как Жюль Верн, Купер и Майн Рид). Собственно этим все сказано. Его история из тех, которыми зачитывались советские мальчишки (и продвинутые девчонки) и потом мечтали о дальних странствиях. В книге минимум психологии, злодеи - подлые, герои - благородные, зато вагон и маленькая тележка приключений. Действие несется вперед семимильными шагами, все время что-то происходит. Некоторые сюжетные повороты стали для меня даже неожиданными, хотя я читала довольно много вещей приключенческого жанра. Много интересных этнографических зарисовок о жизни африканских племен. Яркие, красочные пейзажи. Но длиннющие названия глав, в которых дается едва ли не краткий пересказ событий, меня убивали.))))
Туарег. Воин пустынь
читать дальшеВ фильме поднимается довольно интересная тема: на что человек может пойти ради соблюдения древнего обычая и отстаивания своей чести. Главный герои из племени туарегов, в котором свято чтят закон гостеприимства. Он приютил у себя двух путешественников, через некоторое время появившиеся солдаты застрелили одного из них, а другого увезли с собой. Тем самым они нанесли туарегу жестокое оскорбление. Он отправляется в путь, чтобы отомстить… Я бы называла фильмы такого жанра «история о Герое», когда действие крутиться вокруг главного персонажа. Чаще всего в таких сюжетах герой преодолевает опасности и тяжелые испытания, которые проверяют на прочность его принципы. Также и здесь. Главный актер, конечно, мало похож на настоящего туарега, но сам по себе смотрится очень… интересно и соответствует роли: гордая осанка, прямой взгляд светлых глаз. Породистый мужчина.
Мне понравилось, что кроме людей, действующим лицом фильма стала сама пустыня. Прекрасная в своей золотой безжалостности. Много шикарных пейзажей и вообще хорошие съемки. Мне особенно понравились моменты, когда герой молиться на фоне садящегося солнца. Это создает какое-то особое впечатление, показывает чувства персонажа лучше всяких слов.
Но, чтобы не обманывать вас предыдущим абзацем, уточню, что вообще фильм – боевик, поэтому мордобой в наличии. Хотя его не так много, как в американских боевиках.
Плюс есть весьма неожиданный финал.
Мне фильм понравился.
Моя оценка: 8 из 10.
Африканская королева
читать дальшеФильм из пятидесятых. Считается классикой мирового кинематографа. Но я оцениваю любое произведение искусства по принципу: нравится – не нравится. В данном случае впечатления смешанные.
Мы привыкли к современным мелодрамам, где герои красивые, ухоженные и живут обычно в шикарных домах. Даже если они позиционируются бедными и старыми, они все равно красивы и ухожены (вспомните ту же Бриджит Джонс и ее мужиков). В этой же истории герои выглядят необычно. Он – помятый дядька далеко за сорок, небритый, в вечно чем-то испачканной одежде, к тому же не прочь приложиться к бутылке. Она – чопорная старая дева со впалыми щеками. С перевоплощением оба актера постарались на славу (вроде бы оба считаются секс-символами Голливуда своего времени).
Сама история показалась мне несколько скучноватой, но с другой стороны мне понравилось, что герои не стали разводить драму и страданья на пустом месте, а довольно быстро стали парой и половину фильма вели себя как нормальная супружеская чета (флафф, флафф, тонны флаффа!). Жаль, что самой Африки в фильме было маловато, она шла только фоном.
Моя оценка: 7 из 10
Из Африки
читать дальшеФильм по описанной выше книге К.Бликсен. Как это часто бывает с фильмами, снятыми по книгам, книга – лучше. Да, конечно, в фильме прекрасные актеры, известный режиссер и все такое. Но у фильма проблема многих голливудских фильмов – сосредоточенность на любовной линии. В книге эта тема проходила лишь легким намеком, и до конца было не ясно, то ли Бликсен действительно влюблена в своего друга Дениса, то ли они действительно просто очень близкие друзья. В фильме же отношения становятся главной темой, отодвигая на задний план Африку. От нее остались только шикарные пейзажи, чего у фильма не отнять, но вот африканцы из колоритных личностей превратились просто в массовку и мебель. Хотя в книге Бликсен писала в первую очередь о них, пусть там и были белые герои. Ну и моего любимого Каманте было мало, и он совсем не такой.
Моя оценка: 8 из 10, но надбавила балл только ради Мерил Стрип
Копи царя Соломона
читать дальшеСняты по роману Г. Хаггарта, но от романа тут остались только рожки да ножки, причем сюжет переврали так, что хоть фейспалмом лицо разбивай. Создателям фильма явно не давали покоя лавры Индианы Джонса. Собственно получилось нечто похожее: простенькое, но бойкое приключение. Логика, конечно, сделала ручкой, но сюжет динамичный. Вполне подойдет, чтобы вечерком поглядеть под поп-корн (или пивко, кому как). А еще здесь можно полюбоваться на молодую Шерон Стоун.) Но Африка тут карикатурная. Хотя некоторые приключенческие моменты вышли забавно и смотрелись ново. Меня повеселила сцена, когда главных героев пытались съесть каннибалы, и засунули их в большой чан, чтобы сварить суп)))
Моя оценка: 6 из 10